Оптика с привидениями: страхи ребенка при покупке очков

Известное выражение «Бей! Беги! Замри!» полностью иллюстрирует варианты врожденной реакции человека при возникновении угрозы его жизни или здоровью. Одни люди в силу своих  природных качеств начинают атаковать, вторые ударяются в бегство, а третьи – впадают в ступор. Однако во всех трех случаях причина того или иного поведения человека едина  это  чувство страха, которое человек испытывает  при наличии реальной или мнимой опасности.

Что такое страх?

Страх  является одной из самых сильных базовых человеческих эмоций. И представляет собой защитный механизм психики, основанный на инстинкте самосохранения. Чувство страха позволяет человеку приспосабливаться к ситуации, уменьшая тем самым уровень её опасности для себя. По силе воздействия на нервную систему страх может варьироваться от мимолетного испуга до панического состояния. 

Принято выделять три базовых вида страха:

- биологический или природный (угроза жизни и здоровью: пожар, удар молнии, укус собаки, темнота и т.п.);

- социальный (угроза социальному статусу и самооценке: боязнь публичных выступлений, ответственности, начальника и т.п.);

- экзистенциальный (страх смерти, бессмысленности существования и т.п.).

 

Ощущение человеком страха, как правило, приводит к ряду  психологических реакций:

- замедлению мышления: теряется динамичность мысли, появляется ригидность, возникают необоснованные опасения, сомнения;

- ослабеванию процессов восприятия: человек зацикливается на чем-то одном, снижается его любознательность, утрачивается непосредственность и любопытство;

- ухудшению памяти и внимания;

- снижению самоконтроля: человек с трудом владеет собой, плохо справляется с проявлением эмоций.

Эти обстоятельства необходимо учитывать при осуществлении процесса продажи, т.к. человек в состоянии страха или повышенной тревожности не способен адекватно воспринимать адресуемую ему информацию.

Причины и источники детских страхов

Источником же возникновения страха может быть как личный негативный опыт человека, так и социальное заимствование, то есть, получение понятия о страхе и необходимости бояться чего-либо от других людей.  К примеру, ребенок приобретает так называемый  внушенный страх, от окружающих его взрослых (родителей, родственников, воспитателей). Они непроизвольно, но очень настойчиво и эмоционально ярко  программируют ему наличие опасности: «не подходи к собаке – укусит», «не пей холодное – заболеешь». Таким образом, ребенок усваивает сигнал тревоги, не понимая его причину и последствия для себя, но при возникновении усвоенных обстоятельств автоматически изменяет свое поведение. Переизбыток внушенных страхов у ребенка приводит к снижению его уверенности в себе, утрате спонтанности поведения, постоянному внутреннему самоконтролю. 

Так, если регулярно говорить ребенку: «когда я маленькая носила очки, то со мной никто не дружил», «если очки заметны на лице – тебя за ними не видно», «девочки в очках редко нравятся нормальным мальчикам», «красный цвет тебе не идет», «очки уродуют лицо» и т.д., то ребенок, уже при входе в оптику, будет испытывать чувство тревоги. А непосредственно ношение очков будет связано с  внутренним отвержением и  бессознательным ощущением неполноценности, а, как следствие, снижением социальной активности и  ограниченным кругом друзей.


Вместе с тем, если детские страхи носят временный характер, то являются нормальным явлением. Основные причинами их возникновения  особенности возрастного развития ребенка.

Однако было выявлено, что именно у дошкольников наблюдается большое количество уже упомянутых внушенных страхов - результата усвоения ими, как правило, родительского опыта.  Поскольку с матерью у ребенка до 7-8 лет наиболее тесный биологический и эмоциональный контакт, то основную часть «взрослых» страхов и тревожности  они получают от неё.  От отца ребенок в этом возрасте может «успешно унаследовать» мнительность и сомнения в правильности своих действий. Поэтому если консультант при продаже очков понимает, что ребенок 5-6 лет  апеллируют  взрослыми терминами, или причина отказа от очков неочевидна, то, скорее всего, ребенок выражает скрытое мнение своего ближайшего взрослого окружения. Иными словами, если у родителей в их детстве были проблемы с очками, то они постараются, чтобы и у ребенка сформировалось к ним отрицательное или предвзятое отношение.

Что касается детей школьного возраста, то им, главным образом, присущи социальные страхи. Наиболее яркий из них – гелотофобия   боязнь выглядеть смешным. Дети боятся стать объектом насмешек или сделать что-то не так, как требуется. Гелотофобия влияет на познавательную активность, непосредственность, любознательность и общительность ребенка. И, если очки по мнению ребенка могут являться предметом насмешек, то он будет всячески их избегать. В этом случае покупка очков будет сопровождаться устойчивым сопротивлением с его стороны, либо же их последующими регулярными поломками.

Очки могут также выступать в роли триггера и в случаях наличия у ребенка:

- страха не соответствовать требованиям референтной группы (друзей, одноклассников);

- боязни физического уродства, выражающейся в навязчивых мыслях о собственном биологическом «уродстве», «некрасивых» чертах лица;

- страха одиночества/ отверженности.

Следует помнить, что наличие у ребенка того или иного страха – всего лишь частный случай, а не обязательная закономерность. Общая же тенденция развития рынка детской и подростковой оптики свидетельствует о стабильном увеличении количества продаж детских очков. Что, к сожалению, связано не только с веяниями моды, но и со значительным ростом числа детей с проблемным зрением.

 

Опубликовано в журнале «Веко», 2021 год, № 7

Автор: Наталья Серединская

 

 При полном или частичном копировании материалов обязательна активная ссылка на ООО «Галерея Очков» - https://optikids.ru